5.МЕДИТАЦИЯ

«Медитация» (от латинского meditacio) - размышление. Безусловно, термин не совсем корректный. Скорее, это - отсутствие всякого мышления при сохранении ясного сознания.

Медитация в Хатха-йоге - дисциплина ума


Медитация в йоге - главное средство духовного преображения человека, под которым подразумевается освобождения ума от причин страдания: невежества, желания, ревности и злости. Благодаря медитаци, йогин обретает блаженство. Основой медитации является концентрации внимание на определенных состояниях сознания. Имеют значение два компонента медитации: сама способность к сосредоточению и то состояние, которое находится в фокусе внимания. Способность к сосредоточению формируется из трех компонентов: отрешенность – пратьяхара, однонаправленность (преданность) - дхарана, и совершенная концентрация внимания – дхияна. Их слияние рождает совершенное внимание, способное погрузить вас в самадхи – устойчивый транс, в котором сознание пребывает в блаженстве, сливаясь с обьектом созерцания.
Все начинается с дхараны – однонаправленности, которой сопутствует – пратьяхара - отрешенность. Дхарана и пратьяхара – как две ноги у человека, позволяющие ему ходить, а дхияна подобна позвоночнику, который поддерживает голову – самадхи. Йогин должен отвернуться от всего дурного, это – отрешенность, и сосредоточиться только на йога-садхане, это – однонаправленность.
Концентрации способствует дхарани – мантра - магическая формула, заключающая в себе сконцентрированный смысл или образ совершенства. Чаще всего это образ божества, который мы принимаем в сердце, в сознание и стремимся воплощать телесно. Так, в индуизме это тримурти – Брахма, Вишну и Шива, являющиеся творением Кришны, - каждому из этих божеств посвящается своя мантра. В буддизме таким божественным символом является Будда, сидящий под Древом жизни на берегу озера. Его дхарани: «Мудрость подобная лотосу – совершенна», мантра - Ом мани падме хум. В Хатха-йоге особенно почитаем – Шива – божественный аскет отшельник, совершенномудрый владыка танца – Натараджа. Его сознание подобно необъятной Вселенной. Его супруга Шакти – энергия жизни, (символ – ваджра). Ее называют Ваджра-йогиня или Маха-дакиня. У Шивы и Шакти много имен, все они отражают определенные их качества. Дхарани объединяет все эти качества в краткую формулу: «Ом намо Шива’я», которая произносится нараспев. Повторяя эту мантру, аскет обретает благословение Шивы, и укрепляет свою медитацию.
Пратьяхара – отрешенность – это ряд запретов, которые йогин исполняет постоянно: не думать, не говорить, не делать. Например: не потреблять табак, алкоголь и другие яды; не стремиться к сексу; не злиться; не отнимать чужую жизнь; не сквернословить и многое другое (обогатите список запретов на свой вкус). Пратьяхара избавляет разум от лишних мыслей и способствует дхияне – концентрации.
Дхияна – совершенная сосредоточенность – проявляется, когда дхарана и пратьяхара достигают совершества. Она становится мостом, который воссоединяет сознание и космос. Когда достигается единство, сознание погружается в самадхи и становится самим объектом созерцания.
Однако сама природа сознания еще не становится совершенно ясной благодаря самдхи. Самадхи – лишь совершенное слияние сознания с объектом концентрации. Так согласно Сутре золотого света (Суварнапрабхасоттама-сутра) есть десять видов самадхи, каждое из которых соответствует одной из десяти ступеней бодхисатвы . И лишь на десятой ступени сознание возвращается к своей изначальной природе – ниродхи (не рожденное), а йогин становится Буддой или Татхагатой – тем, кто постиг реальность. Таким образом, с точки зрения буддизма, самадхи – совершенная концентрация внимание на абстрактных состояниях, которые распознаются сознанием благодаря знаковым образам и могут быть идентифицированы лишь опытными мастерами медитации.

Транс

Транс – это измененное состояние сознания, в котором прекращается дискурсивное мышление (внутренний разговор с самим собой и со своими виртуальными оппонентами). Внимание не блуждает от объекта к объекту, а ум спокоен подобно глади горного озера. Сознание абстрагируется от личности и пребывает в отрешенности.

Совершенство

Постижение всех качеств совершенства это и есть хатха-йога. Изначальное совершенство сокрыто в самом бытии, - здоровье, гармония с природой, любовь к жизни во всех ее проявлениях. Для того чтобы приблизиться к совершенству, вы должны почувствовать его внутри себя и увидеть вокруг, услышать, как «флейту Неба и Земли». Основой яля этого является практика первых ступеней йоги: яма, нияма, асана, пранаяма. И прежде, чем тело обретет опыт, необходимый для создания образа совершенства, пройдет не мало времени. Для этого необходима ежедневная практика в течение, минимум, одного года. Необходимо прожить с йогой все четыре сезона, постоянно занимаясь на природе. Тогда Природа войдет в плоть и кровь, а тело повысит свою энергетику. Постепенно в сознании сформируется образ вашей души – Пуруша, а тело начнет в соответствии с этим образом перестраиваться, обретая различные качества совершенства.
Здоровье и хорошее самочувствие – первые достижения на этом пути. Постепенно начнут пробуждаться различные способности (сидхи), которые раньше дремали в глубине вашей телесности.

Состояние сознания

Говоря о медитации, мы подразумеваем измененное состояние сознания. Зачастую это неописуемые состояния, и для того, что бы воплотить их в ходе медитации с ними необходимо познакомиться. В идеале наше сознание должно уподобиться сознанию Шивы или Будды. А каково оно? – изначально нам не известно.
Традиционно донором такого особого состояния сознания всегда был гуру, который получил его от своего гуру по линии преемственности (парампара). Это учителя – бодхисатвы, воплотившиеся для того, чтобы нести свет освобождения всем живым существам. Однако в истории многих школ йоги известны случаи, когда линия преемственности обрывалась, и некий саньясин (упорно практикующий йогин) благодаря йога-садхане обнаруживал в своем собственном сознании семя просветления - бодхичиту. Бодхичита – изначальная сила вселенной, ведущая все живые существа к пробуждению, раскрывается спонтанно, когда для этого созданы все условия. Йогин переживает состояние бодхи (сатори), или – свое первое самадхи. С этого момента он знает направление и некоторые основные ориентиры пути. Он делился своим знанием с другими, говоря, что получил его от самого Шивы или Будды.
Не стоит забывать, что йога - учение мистическое (от греч. Mystika - таинство), и обретение знания в глубине самой природы - в себе самом – совершенно естественно. И если у вас нет достойного гуру, способного подарить вам правильное состояние души, ищите его в глубине своего покоя.
Изначально сознание каждого человека подобно цветущему Лотусу. Представьте блаженство цветка, впитывающего воду и солнечный свет. Наше сознание подобно свету звезд или бесконечному пространству. Однажды в медитации или в суете повседневной жизни вы обретете блаженство внутри самой жизни, а вместе с ним и мудрость, которая станет ответом на многие вопросы.

Образ просветления

Внимательно всмотретесь в образ человека или божества, от которого вы перенимаете мудрость. Сосредоточьтесь на лучших его качествах – доброта, сила, знание. Воспринимайте его с любовью и почтением. Только благодаря глубокой симпатии возможна передача духовного знания. Ни когда не сомневайтесь в своем гуру и не критикуйте его. В противном случае вы потеряете божество и обретете очередного оппонента для споров.
Если вы обращаетесь к духовному знанию через текст, всегда можете связаться с личностью гуру телепатически. Будьте мистиком. Беседуйте со своим гуру сквозь время и пространство, ведь истинное знание запредельно (трансцедентально).
Вы можете получить образ «правильного состояния» откуда угодно, но вот насколько оно правильное, вам придется выяснять всю свою жизнь, а может и не одну. Здесь подсказать может только сердце, пребывающее в радости.

Правильное состояние

Медитация должна приносить радость, и эта радость ни с чем не сравнима, она - свойство нашего сознания. Возникает ощущение, что вы вернулись в рай. В правильном состоянии ума мы обретаем прибежище и переживаем блаженство.
Для того чтобы духовная мудрость из абстракции превратилась в реальность необходимо обрести соответствующий опыт в ходе йога-садханы. Именно обретение этого опыты делает вас йогом. Иначе можно погрязнуть в рассуждениях о духовности, так и не приблизившись к реальной пользе духовных состояний сознания.

Один из методов медитации

Совершите несколько энергичных асан (вирабхадрасаны, утхитта-паршваконосана, приврита-триконасана, сурья-намаскар, утанасана) в течение 20-30 минут. Сядьте в сидхасану. Правильно расположите позвоночник (не падайте вперед или назад). Закройте глаза. Успокойте дыхание. Отрешитесь от всяческих мыслей. Сосредоточьтесь в основании позвоночника (канда), где на красном поле, свернувшись кольцами, дремлет изумрудная Кундалини Шакти. Созерцайте ее покой.
Когда ваше тело и разум совершенно успокоятся, зыбкая, подобная струйке дыма змея энергии начнет свое восхождение по центральному каналу позвоночника (сушумна). Вы будете чувствовать и видеть ее движение. Когда ее голова достигнет самой верхней чакры (прямо над макушкой головы), созерцайте покой. Спустя время он превратится в сияние. Оставайтесь в этом пространстве и наслаждайтесь его красотой. Спустя некоторое время направьте поток света вниз, пусть он обволакивает и пропитывает все ваше тело. Совершая пранаяму, управляйте волнообразным течением света. Это волны блаженства (ананда-лахари). Затем верните всю Шакти в основание тела (в канду), где она, обратившись змеей, свернется кольцами и уснет. Медленно откройте глаза и совершите несколько асан.
На эту медитацию у вас уйдет больше часа. Она принесет вам здоровье и душевное равновесие. Ежедневная практика наделит вас совершенным вниманием и способностью к самоисцелению. Это - раджа-йога.
В заключение я хочу добавить, что вся вышеизложенная информация существенно упрощена для лучшего понимания начинающим йога-садхану. В действительности наука о сознании-энергии чрезвычайно сложна и требует регулярной практики и увлеченности.
Изучая медитацию, общайтесь с гуру и читайте «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья» в переводе Е.П.Островской и В.И.Рудого. Одновременно изучая труды Ламы Анагарика Говинды, вы сможете понять медитацию, как целостную духовную культуру. «Виджняна-бхайрава-тантра» с комментариями Ошо существенно расширит ваши представления о медитации. Так же читайте лекции роши Судзуки о дзен-буддизме.
скачать шаблон для dle скачать бесплатно фильмы
Яндекс.Метрика