Доктор ТРОПИНИН

tropinin-anton-vladimirovich
В КОНТАКТЕ

ANTROP2031@GMAIL.COM




Тропинин Антон Владимирович – врач-невролог, остеопат, специалист по мануальному лечению
и диагностике, опытный йог, практикующий Хатха-йогу с 1993 года.
Изучал психологию, восточную и западную философию. К 2003 году сформулировал авторский метод лечения позвоночника средствами Йога терапии.



Хатха йога – постижение и творчество
Интервью записано и опубликовано при участии Злобина Олега

Доктор ТРОПИНИН

- Что такое хатха-йога?

- Всеобъемлющее знание о природе жизни и сознания. Йога – слияние персонольной души Пуруша с Природой – Пракрити посредством  праны – всепроникающей энергии жизни. Слоги «ха» и «тха»  означают - вдох и выдох, солнце и луна, день и ночь, напряжение и расслабление, порядок и хаос – противоположности созидающие космос. Сознание пребывающее в равновесии ведет душу и тело к здоровью, нарушение баланса энергий – грозит болезнями и плохой судьбой. В Индии хатха-йога – религия - вера в изначальную мудрость мироздания, в котором человек является покровителем жизни на Земле. Йога в Европе – утонченная психофизическая тренировка для обретения здоровья и долголетия.   Хатха-йога систем психофизического и духовного развития в восемь ступеней – аштангайога – включает в себя освоение восьми навыков: яма (социальная дисциплина); нияма (самодисциплина); асана (упражнения); пранаяма (управление энергиями тела с помощью дыхания); пратьяхара (контроль над чувствами, отрешенность); дхарана (концентрация внимания); дхияна (медитация); самадхи (растворение сознания в блаженстве).   Многовековой опыт показывает – исключать отдельные ступени из практики не стоит – опасно для психики. Не смотря на такую строгость, каждый человек должен найти свою собственную йогу - путь к гармонии.  

- В каких древних текстах описана Хатха-йога?
- Таких текстов огромное множество, некоторые по сей день ждут перевода. Наиболее распространенными и широко переведенными в настоящее время являются:  
1. «Йогасутра» и «Вьяса-Бхашья» - книга Патанджали с комментариями Вьясы написана не позднее 3 в.н.э. 2. «Гхеранда Самхита», 7-15 в.в.
3. «Хатха йога Прадипика» Свами Сватмарамы, 17-18 в.в.
4. «Шива Самхита». Возможно, сборник разных авторов.
5. «Сундарьялахари» - «волна красоты» и сборник 41 шлоки из этого текста - «Анандалахари» - «волна блаженства», приписываются мудрецу Шанкара-ачария.
6. «Саубхадья Варбхани» - комментарий Кайвальяшрамы,  написанный в 1504-1535 г.
7. Комментарий к «Анандалахари» Пандита Анантакришна Шастри.
8. «Шат Чакра Нирупана» - часть более обширого трактата - «Шри Татва Чинтамани» -  написаны Свами Пурнананда ок. 1577г. Кроме того он автор тантрических текстов: «Шактакрама», «Шиамарахасья», «Йогачара», «Шактананда-тарангини».
9. «Виджняна Бхайрава Тантра» - один из основных текстов кашмирского тантризма был написан ок. 10 в.н.э. На русском языке опубликовано 112 сутр Пола Репса, который в 50-х годах составил этот текст из гораздо более обширного одноименного первоисточника.
10.  «Атма Бодха» Шанкара-ачария.  

- Когда я впервые узнал о Йоге и как развивалась моя практика?  
- Мне было 6 лет, когда мой отец занимался йогой по самиздатовской книжке. Позже, когда мне исполнилось 13 - , я достал с полки пыльное «Дело», - с помощью асан и пранаямы за 3 месяца излечил свой хронический бронхит и оставил йогу, потому что достиг цели. Пока учился в медицинском институте, занимался атлетизмом и боевыми искусствами. В 1990 году я почувствовал настоятельную потребность вновь обратиться к хатха-йоге, на этот раз меня интересовали мистические и духовные аспекты древнего учения. Серьезно йогой я начал заниматься в 1991 году, а в 1993 - познакомился с Натальей Вилюмсон - ученицей Дмитрия Владимировича Куликова – одного из старейших йогов России, последователя Йогачария Шри Б.К.С. Айенгара. Наташа  помогла мне освоить школу хатха-йоги Айенгара – наиболее строгую и ортодоксальную. С тех пор регулярно практикуя йогасадхану, не перестаю поражаться ее глубине.  

- Когда я начал преподавать йогу?
 - Преподавать я начал с 1994 года. Мне повезло с моей первой группой - попались серьезные взрослые люди. Они сняли помещение для корпоративных оздоровительных занятий, и моя йога им понравилась. Два  года мы не расставались. Я имел уникальную возможность отработать навыки эффективного преподавания в группе. В то время я много занимался психологией: нлп, гештальтерапией, гипнозом, психоанализом. Особенно меня привлекали трансперсональная и телесно ориентированная психология (В.Райх, А.Лоуэн); я изучал буддизм – Ламу Анагарика Говинду и переводы Эванс Венца.  Постепенно различные психотелесные практики обретали для меня новое звучание в контексте занятий Хатха- йогой.     Со временем одна группа распалась, другая выросла – свято место пусто не бывает. Так и должно быть. Ученик либо выходит на самостоятельную практику, либо оставляет ее. Годами ходить в группу и пропускать занятия – пустая трата времени. Я давно не встречался с моими первыми учениками, - судьба разбросала этих замечательных людей, но я по сей день благодарен им за их чуткое внимание к моим экспериментам. С тех пор я все время с кем-нибудь занимаюсь. Последнее время больше – индивидуально.   Настоящая йога может начаться в группе, тем не менее, человек должен заниматься сам, гореть этой темой, посвящать этому время. Исследовать и возделывать свою телесность и свой психокосмос.  

- Как приступить к занятиям Хатха-йогой?
 - Примите решение. Стоя лицом к солнцу, объявите вслух о своем намерении. Прекратите потреблять алкоголь и табак раз и навсегда (иначе - даже не стоит себя мучить) – сделайте себе подарок. Если вы ни чем не травитесь, то бросьте пару дурных привычек – можно самых мелких. Ежедневно перед сном уединяйтесь на пол часа для изучения йоги, представьте себе свои утренние занятия. Сразу после пробуждения совершайте асаны, хотя бы, пол часа, обязательно - ежедневно.  Через пару месяцев  вы обретете гуру. Помните: хороший гуру строг к себе, но добр к ученику, и постоянно практикует сам. Создайте приятную атмосферу в своем ашраме - место для занятий должно радовать вас, и это будет помогать вам  в дальнейшем.   Возможны занятия в паре или группе. Общение с единомышленниками всегда приятно. Но изначально йога – аскетическая практика. Сначала ученик занимается с гуру, а потом исключительно самостоятельно - таков традиционный подход.    Йога – путь к самодостаточности, когда человек не нуждается ни в ком и ни в чем. Он становиться сам себе космос, сам себе пространство, сам себе все. В душе обретается мир, в сознании – бесконечность, а в теле - обретается храм. Внутри человека появляется источник смысла, - источник радости. От этой самодостаточности, как ни странно, рождается такое свойство, как великодушие, когда у человека появляется то, чем он действительно может поделиться. Ведь в действительности нам в этой жизни ни чего не принадлежит, кроме того мира, что есть в душе. Душевное состояние может быть настолько замечательным, красивым,  - это истинная драгоценность, и, к сожалению, большая редкость. В духовной традиции  ум уподобляется алмазу, а йога-садхана (практика) - шлифовальному камню. Год за годом йогин превращает камень в драгоценный кристалл.  

- Почему важно обращение человека к Природе?
  - Контакт человека с Природой миром – священнодействие, особая мистерия красок, звуков, ощущений и запахов, образов и чувств. Ландшафт – великая книга природы. Йога – духовно-ориентированный отдых, это не просто упражнения на природе, а именно отношения с природой. Мне нравится бегать, ходить, плавать, просто лежать на песке. Каждой клеточкой тела я впитываю блаженство. В этом раю мы временно, и я не хочу упустить самое ценное – ласку Земли. В Поволжье исключительные места. Здесь климатический рай для человека. Лиманы, острова, песчаные пляжи, степи, холмы. Жаль, мало, кто ценит и понимает это. Ведь замечательно, что можно уехать из города, дышать свежим воздухом и отрешиться от этого архитектурно-строительного бреда рынков и ларьков.   Чтобы интересно проводить время на отдыхе, человеку необходимо чем-то заниматься. Кто-то рыбу ловит, кто-то охотится. Мне интересно наблюдать за жизнью вокруг, ее многообразными формами и проявлениями. Это я называю охотой. Перемещаясь в пространстве, я сканирую его всеми органами чувств и отмечаю все перемены, в том числе и в сознании. Йога в этом смысле очень интересно раскрывает восприятие. Ты не только видишь, слышишь и осязаешь мир, - начинаешь переживать его какими-то новыми органами чувств – виртуальными - чакрами, которые входят во взаимоотношения со стихиями, духами, с погодой. Вообще тема взаимоотношений человека с погодой очень интересна, когда при помощи чакр разгоняешь облака, лежа на пляже, переживаешь атмосферное давление, дождь, солнце, рассвет, закат, погружение под воду. В сущности, это и есть йога - слияние. Чтобы научиться жить этими вещами, видеть в них не только радость, но и глубокий смысл, необходимо, чтобы тело и сознание сливались воедино, были  чисты и свободны.  

- Как достигается обостренное восприятие?
- Очищением тела и ума. В городской среде, мы воспринимаем мир, довольно, обусловлено. Во-первых, через призму своего негативного жизненного опыта, и этот опыт, как бельмо на глазу, как серые очки. Из-за этого мы не можем видеть вещи непосредственно, как они  есть. Мы не можем видеть грацию деревьев, красоту птиц в той яркости, в которой они действительно способны радовать глаз, слышать плеск воды, как музыку. Для приобщения к такому восприятию нужно, чтобы сознание было свободно и тело тоже должно быть очищено. Со-знание, как со-бытие и восприятие, как  возвышение. Конечно, ничего не должно, беспокоить, болеть и мучить. Жизненная озабоченность тоже должна раствориться. Необходима отрешенность от городского бреда.   Как говорят индусы, человеку свойственны 4 вида радости, через которые идет восхождение к счастью. Первый вид радости, доступный неразвитым людям, когда человек изо всех сил стремиться угождать своему, постоянно растущему, потреблению. Иногда он получает то, чего желал, но усилия его не пропорциональны результату, по этому радость его не велика. Второй вид радости, доступен житейски мудрым людям. Любовь к своему труду, семье и друзьям, непритязание на богатство и умение ценить здоровье и смех - дарует человеку спокойствие и долголетие. Третий вид радости, доступный лишь просветленному йогину, наделенному духовной мудростью. Свобода от привязанностей и иллюзий позволяет ему созерцать истинную реальность и дарует блаженство. Сидя на берегу океана, созерцает йог глубины вселенной и  узнает, что он лишь иллюзия непостижимого божества. Это слияние души и природы - ананда - блаженство, к которому стремится йог. Есть еще и четвертый вид радости, но об этом молчать проще, чем говорить, так как сознание здесь пребывает за пределами жизни и смерти, вне времени и пространства - самадхи.     Блаженство рождается в самом созерцании и осмыслении Природы. Пуруша наслаждается Пракрити. Хорошо, когда рядом есть люди, которые умеют понимать и сопереживать эти состояния, тогда великая радость воплощается в праздник. Для этого много не надо – песок, река, чистый воздух и ежедневная йогасадхана.  

- К чему я стремлюсь сейчас?
Меня всегда интересовала Йогатерапия. Поскольку я врач по образованию,  йогу я, так или иначе, связываю с целительством. В Хатха-йоге сейчас развивается три направления – йога-терапия и йога-спорт и йога - духовная практика. Меня больше интересует терапия, хотя и два других направления мне не чужды. Хатха-йога представляется мне прекрасной основой для полноценной системы самоисцеления и духовного развития.   В классических текстах хатха-йоги и более поздней йогической литературе часто встречается описание лечебного и профилактического воздействия различных йогических практик. Однако нельзя считать эти частные ссылки зрелой методой. Аюрведа – традиционная целостная индийская наука о здоровье не редко обращается к хатха-йоге, как целительной практике: асаны, особое дыхание, очищение внутренних полостей, релаксация и т. п. При этом необходимо помнить, что всякая терапия начинается с установления правильного диагноза, - в этом залог успешного лечения.  Именно установлению диагноза и учатся врачи аюрведы прежде всего в течение многих лет. Этому же учит врачей и медицинский институт. А дальше врач может выбрать хатха-йогу, как метод лечения. Именно сочетание основательного медицинского образования с регулярной многолетней практикой йоги позволяет целителю заниматься йогатерапией.  Со временем йогатерапия превращается во все более стройную методику самодиагностики и самолечения.   В течение нескольких последних десятилетий, благодаря усилиям и энтузиазму некоторых врачей практикующих йогу, йогатерапия стала применяться для лечения многих болезней. Хатха-йога оказалась чрезвычайно эффективной лечебно-профилактической средой. Совершенствованию методов йогатерапии я и посвящаю сейчас большую часть своего внимания.  

- Чего не хватает современному человеку для счастья?
 - Человеку мегаполиса с его инертным мышлением не достает умения правильно распорядиться своим вниманием, верно расставить приоритеты.   Мир наполнен подделками и суррогатами, за которыми человек не видит истинной реальности. Абсолютная шкала ценностей остается неопределенной.   На первом месте во внимании всегда должна быть Природа, ее состояние. И нам давно пора заботиться о ней так же, как о состоянии своего здоровья. В этом сущность двух первых ступеней хатха-йоги – яма и нияма. Йога - это своего рода возделывание духовности в самых ее основах, - правильное позиционирование себя по отношению к Природе – источнику Жизни. Природе надо служить, а не использовать ее как разовую посуду! А, иначе, откуда возьмется здоровье, если среда отравлена?   Что же касается внимания, - оглядитесь вокруг? Кому вы готовы уделить свое внимание без сожаления и корысти? Пусть рядом с вами будут только эти люди! Тогда ваша жизнь будет исполнена смысла. Вот это самое главное, - когда ты можешь переориентировать свое внимание, направить его туда, куда влечет тебя сердце. Или просто прекратить думать о том, что раздражает. Это раджа-йога. Йога помогает изменять состояние сознание буквально в считанные минуты по своему собственному усмотрению. Для этого нужна дхияна – сосредоточение и пратьяхара – отрешенность.  

- В чем смысл жизни йога?
- Смысл жизни в постижении самой Жизни, ее основ, форм и глубин, в воссоединении сознания с божественным началом всего сущего. Жизнь человека - странствие и исследование пространства вокруг и внутри себя, - экологичное и бережное. Нужно пропитываться этим пространством, любить его и знать, и тогда Природа, открывает свои тайны. Но самое главное - подбрасывает новые вопросы, над которыми ты раньше даже не задумывался. Человеку важно не столько открывать и получать ответы, сколько задавать себе новые вопросы, расширять горизонты своего познания. По мере познания открываются новые - иные измерения. Каждое измерение дарит бесчисленное количество новых вопросов. Такова природа человека – погружаться и воспарять, проникать и исследовать. Природа – это пространство исследования, и наше сознание часть этого пространства. Мне кажется, в этом и есть смысл жизни для человека, а вовсе не в постоянном благоустройстве и повышении комфорта за чужой счет.    Патриарх русского трансперсонализма Василий Васильевич Налимов в своей книге «В поисках иных смыслов» писал: «Надо признать, что мироздание погружено в тайну. Нельзя ее разгадать. Надо признать ее. Образ ее – видимый всегда лишь смутно – неизбежно будет углубляться и расширяться по мере эволюции сознания. И все же, мы всегда будем приближаться к тайне, стремиться стать ею…»   скачать шаблон для dle скачать бесплатно фильмы
Яндекс.Метрика